

Повышение устойчивости подвижного песка с применением модифицированных соединителей на основе местного сырья
https://doi.org/10.17073/1683-4518-2024-5-100-109
Аннотация
Исследовано уменьшение процесса облета песком автомобильных и железных дорог в пустынных районах Республики Узбекистан и повышение устойчивости поверхности песка к дефляции, ветровой и водной эрозии. Для улучшения сбалансированности транспортной инфраструктуры получены вяжущие: ГИПАН на основе гидролизованного полиакрилонитрила (АО «Навоиазот»), СХМ-1 на основе отходов фосфогипса (предприятие «Максам-Аммофос») и СХМ-2 на основе фосфорилированного лигносульфоната. Полимерную связующую добавку разной концентрации разбрызгивали по поверхности песка и исследовали ветроустойчивость образующегося защитного слоя в аэродинамической трубе, предложенной Фрудом. Проведенные эксперименты выявили максимальное значение необходимой пластической прочности (Рm ≥ 2,5÷2,7 кПа) защитного покрытия и расход раствора твердеющего полимера для достижения этой прочности. Оптимальный расход вяжущего СХМ-1 составил 4 л/м2, для СХМ-2 он составил 2‒3 л/м2, для раствора ГИПАНа 5 л/м2. За счет изменения влажности синтезированных вяжущих на поверхности песка происходят процессы абсорбции и гидратации вяжущих СХМ-1 и СХМ-2 в системе песок ‒ вода. Таким образом, получен прочный материал, положительно влияющий на формирование на поверхности песка плотного защитного слоя.
Ключ. слова
Об авторах
С. И. АхмедовРоссия
к. т. н.
Ташкент
Х. М. Сабуров
Россия
Ташкент
А. У. Ауесбаев
Россия
Ташкент
Список литературы
1. Мирахмедов, М. Основы методологии организации пескозакрепительных работ и защита природнотехнических объектов от песчаных заносов : монография / М. Мирахмедов. ― Ташкент : ТАСИ, 2008. ― 248 с.
2. Музаффарова, М. М. Совершенствование способов закрепления подвижных песков промышленными отходами : материалы III Международной научнопрактической конференции / М. К. Музаффарова, М. М. Мирахмедов. ― СПб. : Санкт-Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2012. ― 117 c.
3. Бровко, И. С. Закрепление подвижных песков в пустынной местности Южного Казахстана / И. С. Бровко, К. С. Байболов, Б. Б. Ахмет, Е. И. Бровко // Вестник науки Южного Казахстана. ― 2018. ― № 4 (4). ― С. 62‒66.
4. Сабуров, Х. М. Эффективное закрепление подвижных песков вяжущими материалами местного производства / Х. М. Сабуров // Булатовские чтения. ― 2020. ― Т. 5. ― С. 256, 257.
5. Кулдашова, Ш. А. Стабилизaция подвижных песков осушенного дна Аральского моря / Ш. А. Кулдашова, Б. А. Жумабаев, А. А. Агзамходжаев // Узбекский химический журнал. ― 2014. ― № 4. ― C. 58‒61.
6. Кулдашова, Ш. А. Разработка технологии стабилизaции подвижных песков осушенного дна Аральского моря комплексными химическими реагентами : дис. … д-ра хим. наук. ― Ташкент, 2019. ― 56 с.
7. Арипов, Э. А. Химическая мелиорaция подвижных песков / Э. А. Арипов, Б. Н. Нуриев, М. А. Аразмуродов ; под ред. акад. К. С. Ахмедова. ― Ашхабад : Ылым, 1983. ― С. 85‒87.
8. Mirakhmedov, Mahamadzhan. Expansion of a scope of methods of protection of the railways from entering by sand / Mahamadzhan Mirakhmedov, Mahamadzhan, Mauzhuda Muzaffarova // Transport problems. ― 2018. ― Vol. 8, issue 2. ― P. 55–59.
9. Сабуров, Х. М. Технология применения и улучшения свойств подвижных песков с модифицированными соединителями на основе местного сырья : дис. … PhD техн. наук / Cабуров Хурсаид Мамбетсамлийевич. ― Ташкент, 2021. ― 133 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Ахмедов С.И., Сабуров Х.М., Ауесбаев А.У. Повышение устойчивости подвижного песка с применением модифицированных соединителей на основе местного сырья. Новые огнеупоры. 2024;(5):100-109. https://doi.org/10.17073/1683-4518-2024-5-100-109
For citation: Akhmedov S.I., Saburov K.M., Auesbaev A.U. Improving the properties of mobile sands with modified connectors based on local raw materials. NOVYE OGNEUPORY (NEW REFRACTORIES). 2024;(5):100-109. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/1683-4518-2024-5-100-109
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.